КОНЦЕПЦИИ ГАКТА
«MALICE
MIZER работали над темой «Что есть
человек?», так? Эта тема огромная и
довольно неопределенная, но именно это
я искал еще задолго до того, как
встретил MALICE MIZER. Я делал это не ради
какой-то особой выгоды, стремился к
этому изо всех сил, так что, хотя MALICE MIZER
приостановили деятельность, я продолжу
идти вперед. И если задаться вопросом,
почему я так поступаю, думаю, ответ
будет: потому что хочу быть честным с
самим собой» (SHOXX, февраль 1999 года) Ответ
на вопрос «Что есть человек?» Гакт
пытается найти на всем протяжении
своей творческой деятельности. Эти
поиски нашли выражение в виде трех «концепций»: 3.
«MOON»
"Концепции" Гакта - это самостоятельные истории, происходящие в мирах, созданных его фантазией. В каждой истории - свои герои, причем Гакт предпочитает, чтобы героев было много: история, показанная с разных точек зрения обретает большую глубину и многогранность.
Чтобы
ответить, что же такое человек, а точнее,
что делает человека человеком, Гакт
идет от противного. То есть, в качестве
главных героев он выбирает изначально
нечеловеческие существа: ангела,
киборга и вампира. Эти существа
бессмертны, лишены души и не испытывают
человеческих эмоций. Герои Гакта, не-люди,
по каким-либо причинам отходят от «канона»
и постепенно становятся людьми,
приобретая именно человеческие
качества. Какие же?
Способность
испытывать боль Возможно, потому, что каждый миг, прожитый вопреки страданиям, обретает особенную ценность. Человек становится человеком только когда живет и действует вопреки. Итак, первое, что чувствует упавший с небес ангел, ставший человеком, – это боль. Киборги наделены способностью чувствовать боль искусственно; боль для них выполняет свою основную функцию – предупреждать об опасности для функционирования, но фактически это приблизило их к людям. Вампиры, бывшие когда-то людьми, этого чувства и не лишались, они наиболее близки к людям физически.
Свободная
воля Только обладая свободной волей, человек может идти к цели, добиваться исполнения мечты, то есть, быть личностью, создавать свою судьбу сам, а не быть покорным исполнителем чужих желаний. Только в этом случае жизнь имеет смысл, иначе ты – просто инструмент в чужих руках. Ангелы не имеют свободной воли, являясь проводниками воли высшей, их судьба полностью контролируется созателем. Ангел, ставший человеком, вместе с болью обретает и свободу. Киборги – механизмы, созданные для исполнения чужой воли. Но, в то же время, некоторым из них каким-то образом все-таки удается обретать независимость: они перестают подчиняться приказам и обретают собственную волю. Причем даже их создатели не знают, как и почему это происходит, но боятся этого больше всего. Перед вампирами подобной проблемы не стоит, они свободны делать выбор, как и люди.
Память Гакт имеет в виду, конечно, не просто оперативную память, сумму накопленного опыта. Скорее, это способность помнить о тех, кто был дорог, и бережно хранить эти воспоминания, черпать в них силы для жизни. Жить ради того, чтобы любимые люди в этих воспоминаниях продолжали существовать, даже если они давно покинули этот мир. Перед ангелом, ставшим человеком, такой проблемы не ставится: он начинает жизнь с чистого листа. Возможно, это из-за того, что история ангела была придумана Гактом раньше, чем умер его близкий друг Ками. Зато киборги и вампиры сталкиваются именно с этим: потеряв самых близких людей, они оказываются перед выбором – умереть, не вынеся тяжести потери, или продолжать жить, чтобы память о тех, кто был дорог, не исчезла. Причем выбор второго делает не-человека человеком, а выбор первого – наоборот. Примером могут быть Сё (Moon Child) и Прото (RetR). Сё сломался после смерти друзей и любимой женщины и, желая избавиться от ранящих воспоминаний, выбрал смерть-поражение, что в итоге не дало ему освобождения: волею судьбы он стал вампиром, перестав быть человеком. Прото, также потеряв любимую женщину, добровольно становится киборгом, фактически умирая, потому что его личность стирается и заменяется программой. И опять, эта смерть-поражение лишь приводит героя к новым страданиям, не давая желанного забвения. И лишь память о друзьях и любимых, от которой они вначале бежали, снова делает их обоих людьми: цепляясь за воспоминания, Прото возвращает утраченную личность; вспомнив о былой дружбе и любви, вампир-Сё отказывается от пустого нечеловеческого бессмертия.
Способность
умереть Люди
смертны. Вероятно, именно конечность
жизни заставляет человека, не жалея сил,
стремиться к цели, к тому, чтобы понять
смысл своего существования. Именно
смерть делает жизнь человека ценной.
Более того, человеческая жизнь, пусть и
наполненная болью и страданием,
оказывается ценнее бессмертия. Все
герои Гакта, став людьми, умирают.
Смерть является для них даром,
окончательной победой, означающей, что
они стали людьми. Смерть становится для
них ключом к настоящему бессмертию –
бессмертию души. Причем, в отличие от
ангела, для вампира и киборга
невозможно физически стать людьми. Но
вампиры сознательно выбирают смерть,
как отказ от своей нечеловеческой
сущности. А киборги умирают, осознав
себя людьми, и их смерть – не простое
прекращение функций, а торжество
человеческой души над искусственным
разумом и чужой волей. Итак,
по мнению Гакта, нельзя трусливо бежать
в смерть от жизни, причиняющей боль и
страдания, будь то боль от потери
любимых или трудности, с которыми
пришлось столкнуться. Смерть – это не
запасной выход, ведущий в счастливый
рай, несущий забвение и избавление от
боли. Человек может и должен бороться,
преодолевать боль и ценить
воспоминания о тех, кто был дорог.
Смерть – это итог жизни, к которому
нужно подойти без страха и сожалений. Надо сказать, Гакт не просто задает вопросы и сам же на них отвечает, и даже истории свои рассказывает не просто так. Наоборот, он призывает всех желающих поучаствовать в создании историй вместе с ним, и вместе с ним и задать вопросы, и ответить на них. Поэтому он никогда не рассказывает всю историю напрямую до конца, её надо собирать из отдельных частей, выраженных при помощи разных средств: песен, фотографий, фильмов, клипов, книг, памфлетов, аудиодрам, живых выступлений, интервью… В общем, чтобы получить полную картину и разгадать все загадки, придется потрудиться, но никогда не будет полной уверенности, что понял всё до конца, что Гакт хотел сказать. Но возможно, Гакт вовсе и не стремится к тому, чтобы его полностью поняли. Возможно, ему просто хочется, чтобы люди заинтересовались тем, что он пытается им донести через свое творчество и, пытаясь узнать его историю, сами создали – каждый свою, и ответили на вопросы, каждый для себя, сами, а не довольствуясь готовыми ответами и решениями. Недаром он не раз говорил, что не хотел бы быть тем, кто указывает путь, но тем, кто помогает людям решиться сделать первый шаг – каждому на своем собственном пути.
Мы,
когда описываем концепции, также не
претендуем на единственно верное
мнение и однозначно правильную
расшифровку. Это только версии –
истории, какими их видим мы. |