КОНЦЕПЦИИ   ГАКТА

   

  

«MALICE MIZER работали над темой «Что есть человек?», так? Эта тема огромная и довольно неопределенная, но именно это я искал еще задолго до того, как встретил MALICE MIZER. Я делал это не ради какой-то особой выгоды, стремился к этому изо всех сил, так что, хотя MALICE MIZER приостановили деятельность, я продолжу идти вперед. И если задаться вопросом, почему я так поступаю, думаю, ответ будет: потому что хочу быть честным с самим собой» (SHOXX, февраль 1999 года)

  

Ответ на вопрос «Что есть человек?» Гакт пытается найти на всем протяжении своей творческой деятельности. Эти поиски нашли выражение в виде трех «концепций»:

1. «Le Ciel»

2. «Requiem et Reminiscence»

3. «MOON»

  

"Концепции" Гакта - это самостоятельные истории, происходящие в мирах, созданных его фантазией. В каждой истории - свои герои, причем Гакт предпочитает, чтобы героев было много: история, показанная с разных точек зрения обретает большую глубину и многогранность.

 

Чтобы ответить, что же такое человек, а точнее, что делает человека человеком, Гакт идет от противного. То есть, в качестве главных героев он выбирает изначально нечеловеческие существа: ангела, киборга и вампира. Эти существа бессмертны, лишены души и не испытывают человеческих эмоций. Герои Гакта, не-люди, по каким-либо причинам отходят от «канона» и постепенно становятся людьми, приобретая именно человеческие качества.

Какие же?

 

Способность испытывать боль

Возможно, потому, что каждый миг, прожитый вопреки страданиям, обретает особенную ценность. Человек становится человеком только когда живет и действует вопреки. Итак, первое, что чувствует упавший с небес ангел, ставший человеком, – это боль. Киборги наделены способностью чувствовать боль искусственно; боль для них выполняет свою основную функцию – предупреждать об опасности для функционирования, но фактически это приблизило их к людям. Вампиры, бывшие когда-то людьми, этого чувства и не лишались, они наиболее близки к людям физически. 

 

Свободная воля

Только обладая свободной волей, человек может идти к цели, добиваться исполнения мечты, то есть, быть личностью, создавать свою судьбу сам, а не быть покорным исполнителем чужих желаний. Только в этом случае жизнь имеет смысл, иначе ты – просто инструмент в чужих руках. Ангелы не имеют свободной воли, являясь проводниками воли высшей, их судьба полностью контролируется созателем. Ангел, ставший человеком, вместе с болью обретает и свободу. Киборги – механизмы, созданные для исполнения чужой воли. Но, в то же время, некоторым из них каким-то образом все-таки удается обретать независимость: они перестают подчиняться приказам и обретают собственную волю. Причем даже их создатели не знают, как и почему это происходит, но боятся этого больше всего. Перед вампирами подобной проблемы не стоит, они свободны делать выбор, как и люди.

 

Память

Гакт имеет в виду, конечно, не просто оперативную память, сумму накопленного опыта. Скорее, это способность помнить о тех, кто был дорог, и бережно хранить эти воспоминания, черпать в них силы для жизни. Жить ради того, чтобы любимые люди в этих воспоминаниях продолжали существовать, даже если они давно покинули этот мир. Перед ангелом, ставшим человеком, такой проблемы не ставится: он начинает жизнь с чистого листа. Возможно, это из-за того, что история ангела была придумана Гактом раньше, чем умер его близкий друг Ками. Зато киборги и вампиры сталкиваются именно с этим: потеряв самых близких людей, они оказываются перед выбором – умереть, не вынеся тяжести потери, или продолжать жить, чтобы память о тех, кто был дорог, не исчезла. Причем выбор второго делает не-человека человеком, а выбор первого – наоборот. Примером могут быть Сё (Moon Child) и Прото (RetR). Сё сломался после смерти друзей и любимой женщины и, желая избавиться от ранящих воспоминаний, выбрал смерть-поражение, что в итоге не дало ему освобождения: волею судьбы он стал вампиром, перестав быть человеком. Прото, также потеряв любимую женщину, добровольно становится киборгом, фактически умирая, потому что его личность стирается и заменяется программой. И опять, эта смерть-поражение лишь приводит героя к новым страданиям, не давая желанного забвения. И лишь память о друзьях и любимых, от которой они вначале бежали, снова делает их обоих людьми: цепляясь за воспоминания, Прото возвращает утраченную личность; вспомнив о былой дружбе и любви, вампир-Сё отказывается от пустого нечеловеческого бессмертия.

 

Способность умереть

Люди смертны. Вероятно, именно конечность жизни заставляет человека, не жалея сил, стремиться к цели, к тому, чтобы понять смысл своего существования. Именно смерть делает жизнь человека ценной. Более того, человеческая жизнь, пусть и наполненная болью и страданием, оказывается ценнее бессмертия. Все герои Гакта, став людьми, умирают. Смерть является для них даром, окончательной победой, означающей, что они стали людьми. Смерть становится для них ключом к настоящему бессмертию – бессмертию души. Причем, в отличие от ангела, для вампира и киборга невозможно физически стать людьми. Но вампиры сознательно выбирают смерть, как отказ от своей нечеловеческой сущности. А киборги умирают, осознав себя людьми, и их смерть – не простое прекращение функций, а торжество человеческой души над искусственным разумом и чужой волей.

Итак, по мнению Гакта, нельзя трусливо бежать в смерть от жизни, причиняющей боль и страдания, будь то боль от потери любимых или трудности, с которыми пришлось столкнуться. Смерть – это не запасной выход, ведущий в счастливый рай, несущий забвение и избавление от боли. Человек может и должен бороться, преодолевать боль и ценить воспоминания о тех, кто был дорог. Смерть – это итог жизни, к которому нужно подойти без страха и сожалений.

  

Надо сказать, Гакт не просто задает вопросы и сам же на них отвечает, и даже истории свои рассказывает не просто так. Наоборот, он призывает всех желающих поучаствовать в создании историй вместе с ним, и вместе с ним и задать вопросы, и ответить на них. Поэтому он никогда не рассказывает всю историю напрямую до конца, её надо собирать из отдельных частей, выраженных при помощи разных средств: песен, фотографий, фильмов, клипов, книг, памфлетов, аудиодрам, живых выступлений, интервью… В общем, чтобы получить полную картину и разгадать все загадки, придется потрудиться, но никогда не будет полной уверенности, что понял всё до конца, что Гакт хотел сказать. Но возможно, Гакт вовсе и не стремится к тому, чтобы его полностью поняли. Возможно, ему просто хочется, чтобы люди заинтересовались тем, что он пытается им донести через свое творчество и, пытаясь узнать его историю, сами создали – каждый свою, и ответили на вопросы, каждый для себя, сами, а не довольствуясь готовыми ответами и решениями. Недаром он не раз говорил, что не хотел бы быть тем, кто указывает путь, но тем, кто помогает людям решиться сделать первый шаг – каждому на своем собственном пути.

  

Мы, когда описываем концепции, также не претендуем на единственно верное мнение и однозначно правильную расшифровку. Это только версии – истории, какими их видим мы.

   

  

Сайт создан в системе uCoz