N/S EYES ON, ноябрь 2007 года

 смотреть сканы

 

перевод с японского: Matsurika

  

Слова от лица интервьюера выделены синим, слова Гакта - «коричневым и в кавычках», комментарии переводчика - (в скобках).

___________

 

Гакт. В 1999 году создав Gackt Job и начав сольную карьеру, он в мгновение ока стал звездой первой величины. Его внутренний голос выражался через музыку, слова и стремление удивлять. Найдя созвучие с этим «голосом», голоса людей, испытавших восторг, вернулись откликом к Гакту и сплели многократно усилившуюся энергетическую нить. Но, возможно, еще многие не знают, откуда берет начало суть Гакта.

 

Часть 1

 

С Гактом мы впервые встретились в студии NHK (Сибуя) во время съемок сериала Fuurin Kazan. «Гакт. Очень приятно», - облаченный в доспехи Гакт сразу протянул мне руку для пожатия. Обмен рукопожатиями – всего лишь мгновение, но в этой торжественной атмосфере я почувствовал «нечто», отличное от того Гакта, которого можно увидеть только по телевизору.

 

В другой раз он появился в назначенном для интервью месте. И так же, как и в прошлый раз, сразу протянул мне руку. Для Гакта рукопожатие – не просто элемент этикета, в этом лежит основа его образа мыслей (стиль Гакта). Однако те, кто впервые налаживает контакт с Гактом, даже и не думает требовать рукопожатия от звезды такой величины. Похоже, так было и с персоналом на съемках сериала.

 

«Сначала все вели себя так, словно ко мне нельзя прикоснуться или посмотреть на меня, и никто не встречался со мной взглядом. Похоже, они считали, будто я создаю свой собственный мир и даже не стану разговаривать с ними, я думаю, они и представить себе не могли, что будут со мной общаться. На самом деле, когда я приступил к съемкам, я чувствовал себя не в своей тарелке от того, что все будто разделились на группы: актеры – с актерами, режиссер – с продюсерами, художники-постановщики, технические постановщики. Поэтому я и стремился уделить много внимания тому, чтобы, общаясь со всеми, объединить их и вместе создавать фильм. Из группы актеров я, пожалуй, больше других общался со всем персоналом, но это потому, что во мне сильно сознание: мы – одна семья, создающая «творение». Причина только в этом.

 

Когда я организую выступление, я так же стараюсь общаться обязательно со всеми, кто включен в рабочий процесс – это не только режиссер-постановщик, танцоры, тур-персонал, но даже и местные временные работники. Что бы я ни создавал, я осознаю: мы создаем это вместе – всей семьей, а не я один.

 

На концертах других исполнителей, похоже, этого нет. Максимум, режиссер-постановщик общается с выступающими. И в том-то и причина, что нет необходимости ничего менять.

На моих постановках все не так, и хотя я особо и не вмешиваюсь, на моей сцене все проходит в моем стиле. Но, разумеется, есть такие вещи, которые доверяют мне - в конце концов, я несу ответственность за все, поэтому если что-то кому-то непонятно или кто-то с чем-то не согласен, я хочу, чтобы мне об этом говорили, я стараюсь донести до всех то, что мы должны встречать трудности вместе до самого конца. В этом и заключается моя роль, как главного ответственного, и я стремлюсь ее выполнять.

 

Так и в съемках сериала: пусть у меня и не главная роль, я неизменно внимателен к процессу творчества. Моя цель – создать что-то действительно хорошее, и для этого я использую все средства. В процессе творчества я вкладываю искренние чувства и ни в коем случае не отношусь к съемкам небрежно – если я смогу донести это до всех, кто участвует в съемках, меня поймут, подадут мне руку и зашагают вместе со мной.

 

Если, встретившись с человеком, вы хотите, чтобы он узнал вас получше и узнать больше о нем самом, вам нужно первым открыть свое сердце – других способов нет. Поэтому я начинаю общение с рукопожатия. Именно с этого. Например, когда я впервые встречался с актерами, даже не задействованными в съемках со мной, я всегда протягивал руку для пожатия, требуя того же в ответ. Я не хочу, чтобы обо мне думали, раз я музыкант, значит, безответственный и пришел на съемки без всяких убеждений, к тому же мое поведение создает впечатление о музыкантах вообще. Я хотел, чтобы они поняли, что я как исполнитель, как музыкант, пришел на съемки не с халатным настроем. Я хочу многому научиться, и мне нужна помощь и поддержка. Именно поэтому, протягивая руку, говорить всем участникам творческого процесса: «Приятно познакомиться» (досл.: Прошу вашей благосклонности) я считаю ритуалом знакомства. Наверняка, многие считают: «Зачем себя утруждать? Ведь людей слишком много», но для меня это действие ни в коем случае не напрасное, наоборот - оно имеет большое значение».

 

Японское приветствие – поклон – оставляет расстояние между вами и собеседником, и, постепенно убеждаясь в безопасности на этом расстоянии, вы сокращаете его. В западных же культурах наоборот, резко сократив расстояние рукопожатием и объятиями, судят о безопасности. Хорошо это или плохо, но в Японии рукопожатие не укрепилось в повседневной жизни, и многие испытывают замешательство, для многих это представляет трудность.

 

«Я решил так: первый раз встречаясь с кем-либо, прежде всего, пожимаю руку, но если это люди, участвующие в моем проекте – дружеское объятие. Члены моей группы тоже поначалу не приветствовали друг друга рукопожатием и объятиями, но теперь это для них обычное дело. Они тоже так решили для себя: даже при первой встрече заключать в объятия. Они решили считать это обычным делом. Только и всего. Хоть я и не обнимаю всех подряд… У меня есть внутреннее правило, кого обнимать, а кого нет.

 

Когда я только начал заниматься музыкой, в группах были сплошные отбросы. У таких людей, если нет крепкой связи, быстро портятся отношения, и они начинают конфликтовать. Кажется невероятным, но раньше музыканты при первом же столкновении сразу устраивали драки. Все по сути хулиганы и, стоит им встретится взглядом (пристальный взгляд = вызов), начинается: «Чего уставился!!!» - ситуация напоминает пороховую бочку. Чтобы такого не происходило, я прежде всего протягиваю руку. Ведь предложение рукопожатия не может вызвать ссору. И какая бы ни случилась ссора, пожав друг другу руки и обнявшись при следующей встрече, и вновь попробовав сделать то же самое при расставании, можно наладить хорошие отношения. В какой-то момент для меня это стало естественным. Я никогда не заставляю себя что-либо делать насильно.

 

Возможно, толчком для меня послужило влияние американцев-военнослужащих, которые были в моем окружении в детстве. Еще тогда это стало моей естественной привычкой, у нас было общее осознание принадлежности к одной общине».

 

Рукопожатие - относительно простое действие, но когда речь заходит об объятиях, это совсем другое. Все-таки это зависит от культуры, но Гакт намеренно и с легкостью преодолевает границы культур.

 

«В японской семье, когда приходишь домой и кричишь с порога: «Я пришел!» [Tadaima], тебе из комнаты отвечают: «С возвращением!» [Okaeri] - так установлено. Но объятие невозможно осуществить, если нет обоюдного согласия. Иными словами, когда кто-то возвращается домой, его обязательно должны поприветствовать, выйдя из дома навстречу. Я думаю, это необходимо для современной Японии.

Я считаю, чтобы отношения между родителями и детьми были хорошими, родители обязательно должны выходить навстречу ребенку и обнимать его.

 

То, что в Японии никогда не было традиции обниматься при встрече, наверняка говорит о том, что японцы жили в согласии друг с другом. Раньше семья всегда собиралась за столом, а когда кто-то из членов семьи возвращался домой, всегда выходили ему навстречу. Но в какой-то момент эта традиция упростилась, если не сказать, что от нее осталась лишь форма. Как-то я прочитал в одном журнале, что сейчас во всем мире распространяются free hugs (“бесплатные объятия”), но для меня с детства это обычное дело, и я думаю, что если это настолько необычно, что затронуто в МассМедиа, сознание японцев все еще отсталое.

 

Если сравнивать японского ребенка и иностранного, кто из них быстрее заводит друзей –  бесспорно, это будет иностранец. Начинать встречу лишь с рукопожатия или же с рукопожатия и объятия - психологически дистанция будет ощущаться по-разному. Японец, установив общение на некотором уровне, постепенно сокращает дистанцию, и, думаю, тогда возникает стремление обнять или поцеловать. И это не плохо, просто важно задуматься, какой в этом заключен смысл.

 

Однако в современной Японии утрачен первоначальный смысл слов «Я пришел!» - «С возвращением!» и вернуть его будет очень непросто. Сознание человека устроено так, что ему легче впитать что-то новое, именно поэтому я говорю: «Давайте обниматься!» У меня есть племянник, и когда он приходит утром на тренировки, мы обязательно сначала обнимаемся. Один раз обнявшись, я говорю: «Доброе утро. Ну что ж, начнем!». Дети тоже иногда поначалу делают это неохотно, но стоит сделать так один раз, и объятия становятся обычным приветствием. Это то, что я говорил ранее – «решить для себя». Это очень просто, да и вообще сложных вещей почти не бывает. Есть лишь простые вещи, но люди во всем мире зацикливаются на них и все усложняют».

 

Кстати, объятие в стиле Гакта – очень оригинально и элегантно. Вначале, поворачиваясь ко мне, он пожимает руку как в арм-реслинге, но с оттенком легкости, и, не разжимая рук, мы соприкасаемся плечами справа. А потом Гакт мягко похлопывает меня левой рукой по спине, и в воздухе разливается нежность. Чувствуется в этом артистичность, свойственная музыканту.

 

«Однажды на музыкальной программе мы с Мацумото из DownTown (Hey x Hey x Hey) соревновались в бильярде. На самом деле я не настолько хорошо играю, но нетрудно понять, о чем я думаю во время игры. О том, будет ли это захватывающим для тех, кто смотрит, как я играю. Поэтому во время съемок передачи я делал все свои удары с большим размахом. Изначально я не поступаю так, чтобы выиграть. Но сделав точный удар, лишь бы шар попал в лузу, не впечатлишь зрителей. Когда же бьешь с большим размахом, велика вероятность неудачи, зато при попадании это выглядит особенно эффектно и захватывающе для зрителей. Это и есть развлечение. В обычной жизни я бы не стал так играть, потому что не выиграю. Конечно, важно не проигрывать, но для меня важнее впечатлить зрителей – это самое главное, а уже для этого, наверное, важно не проиграть… С точки зрения действительно умелого игрока, быть может, я играю плохо, но меня это абсолютно не волнует. Я тот, кто развлекает людей, смысл моего существования в том, чтобы радовать, удивлять, впечатлять людей, заставлять их плакать. Поэтому при любых обстоятельствах я хочу развлекать и удивлять».

 

У Гакта установлено несколько «правил». И, если нарушить хоть одно правило, становится понятно, где проявилась слабость. Но с другой стороны, ему также присуще некоторое сумасшествие.

 

«Когда что-либо начинается, будто спадают оковы, будто щелкнули переключателем – и в этот самый миг стираются ощущения силы или слабости, во мне остается лишь одно сильное чувство, оно называется “сумасшествие”. Я не знаю, возможна ли креативность без этого сумасшествия, просто моя мысль не заходила так далеко в процессе творчества. Но если меня спросят, из чего состоит моя основа, я, пожалуй, отвечу: «Сумасшествие». Во мне много безумия, безумия и еще раз безумия, ну и чуть-чуть разума. Но это безумие расположено не снаружи, а в самом центре, являясь моим ядром, вокруг которого наслаивается все остальное. И когда щелкнет переключатель, оно мгновенно хлынет наружу. Если я совершаю поступки бессознательно, то это как раз данный случай. Часто происходит так: сделав что-либо в таком состоянии, я почти ничего не помню или, услышав от окружения, как это было, думаю: значит, так и было. Поэтому бывает, что уже успокоившись и вдруг все осознав, я чувствую страх.

 

Вообще я реалист и довольно хладнокровен. Если я и принимаю советы друзей, то сам вряд ли смогу дать совет. Потому что я не думаю слишком сложно о выводах: если хочешь - сделай, если хочешь бросить – бросай. Это ведь твоя жизнь. Просто ты любишь обращаться за советом, когда тебя что-то мучит, но сам для себя уже все решил еще до начала разговора. А если так, не обращайся ко мне за советом! У меня нет на это времени! (смеётся)»

 

Недавно один предприниматель спросил у Гакта его мнение о костюме, в котором он снимался в сериале: «Это ведь Ваша затея? Невозможно представить, чтобы это была идея режиссера, да и Вам самому не к лицу. Но, несмотря ни на что, Ваше появление не было неприятным, в нем чувствовалась подавляющая мощь. Волнующее ожидание - и когда Вы появляетесь, атмосфера живо меняется, чувствуется сила и твердость. Чувствуется не в Кагеторе, а в Гакте. Именно поэтому я подумал, что костюм сделан именно по Вашему замыслу».

 

Внимание Гакта к мелочам не ограничивалось костюмом, но самый главный замысел проявился в  сцене поединка с Такэда в 4-ой битве при Каванакадзима. Кэнсин верхом на коне опускает меч, и Такэда принимает удар боевым веером – это знаменитая сцена, известная всем, главный момент битвы при Каванакадзима, и вот именно здесь возникло огромное расхождение во мнениях между Гактом и съемочной группой.

 

С самого начала предполагался следующий метод съемки: необходимые для сцены кадры снимаются по отдельности, соединяются и производится монтаж так, чтобы поединок выглядел непрерывным. Безопасность актеров – прежде всего, к тому же зрители не испытают неприятных ощущений, поэтому этот метод применяется давно и его нельзя назвать неправильным. Однако для Гакта он стал огромной проблемой, это означало бы, что все, что он делал до сих пор, окажется фикцией и останется разочарованием на всю жизнь.

 

Последнее слово было за главным продюсером, Вакаидзуми Хисааки – тем, кто предложил роль Нагао Кагэторы Гакту. Состоялся разговор между Гактом, Вакаидзуми и режиссером, и среди этих троих особенно тяжело было Вакаидзуми: «Что, если Гакт упадет с лошади…», «Что, если лошадь наскочит на Камэдзиро (Такэда Сингэн)…» «Что, если удар катаной Гакта придется не на веер Камэдзиро, а на его лицо…».

 

По случаю съемок завершающей кульминационной сцены приехало множество журналистов, и Вакаидзуми нетрудно было представить, чем все кончится, если произойдет несчастный случай.

 

Через полчаса после обсуждения Вакаидзуми принял решение разрешить съемку. Он поставил вперед «Замысел Гакта» и его «Дух», а всему «виной» послужила аура Гакта, почувствовав которую, все волнения исчезают.

 

Понимая трудность разговора, Вакаидзуми объяснил все обстоятельства Камэдзиро и извинился перед ним. Однако, к его удивлению, Камэдзиро сразу же согласился. Просто он был еще одним человеком, который поверил в Гакта.

 

Теперь оставалось только молиться об удачном завершении съемок без происшествий.

Может быть, результат был естественным для Гакта, ведь он был уверен с самого начала. Но для окружающих это был сон наяву.

 

Часть 2

 

Люди избаловали себя. И, если человек, решив что-либо, может следовать выбранному пути, уже хочется думать, что он сильный. Выбирать предметом обожания сильного человека – обычное явление, возможно, поэтому многие люди, глядя на Гакта по телевизору или на концертах и думая о нем «сильный», воодушевляются и хотят найти в нем стимул расти себе, «слабым».

 

«Похоже, многие думают, что я сильный, но на самом деле сильный человек – это тот, кто ничего не делает. Также часто говорят, что я нарцисс, и мне хотелось бы, чтобы вы поставили эти слова, «сильный» и «нарцисс», рядом и поразмыслили. Настоящий нарцисс, будь он толстым или худым – каким бы он ни был, он будет любить себя. Я знаю много таких людей и даже, можно сказать, уважаю их. Они постоянно глядят на себя в зеркало и очень любят то, что там отражается.

 

Человека с такими слабостями, как у меня, нельзя назвать нарциссом. Скорее я ненавижу себя, и именно потому, что не хочу стать еще более противен себе, прилагаю усилия. Если ненавидишь себя, то чувствуешь себя жалким. Поэтому если бы я мог стать нарциссом, то, каким бы я ни был, мог думать: «Я крут!» - это было бы счастье.

 

То же самое и с «сильным»: при любых обстоятельствах считая себя сильным, человек не начинает никаких тренировок и тому подобного. Я же испытываю трусость по отношению к себе, поэтому и тренируюсь (не только физически). Я понимаю, что я слаб, и решил, что ни в коем случае не буду нарушать различные правила. Может быть, и Кагэтора, сам по себе, был слабым человеком. Его сделала сильным вера, но я думаю, что вера – это тоже проявление слабости духа. Все же очень трудно установить критерии силы и слабости, как-то измерить их, и утверждение «слаб, потому что сильна вера» звучит противоречиво...

 

Например, если я решил что-то осуществить, то ни за что не остановлюсь на полпути. С точки зрения человека, бросающего свое дело, я выгляжу сильным, но я всего лишь следую своим мельчайшим правилам, зная, что у меня есть слабые стороны. И считают меня сильным только потому, что я достигаю результата. В конечном счете, люди думают так, как им удобно, и видят меня таким, каким хотят видеть. Знаю себя только я сам».

 

В последнее время на музыкальных программах музыкантов стали называть «артистами», как же представляет Гакт образ артиста?

 

 «Для меня «артист» = «выразитель» [表現者, hougensha], но если человек может прямо сказать: «я выражаю то-то и то-то», вряд ли он артист. В английском языке нет соответствующего слова, и поэтому используют слово «артист» (artist), но смысл его отличается от исконно японского «деятель искусства» [芸術家, geijutsuka] и слово «entertainer» тоже не подходит. В китайском языке есть слово «выразитель» [表現者, читается как «byooshunchuu», хотя иероглифы те же, что и в японском], но оно также отлично от «деятеля искусства». Когда говоришь по-японски «выразитель» [表現者, hougensha или 表現家, hougenka], чувствуется немного религиозный оттенок. Никак не удается найти подходящего слова, поэтому я стараюсь не говорить «артист, артист», в конце концов, тянущиеся вслед рассуждения оказываются сложными.

 

В мире много людей, которые называют себя моделями, певцами, актерами, но что делает их именно моделями, певцами и актерами, кроме этих названий?.. Я не понимаю, где проходит граница. Для меня достаточно просто «Гакт». Но если говорить по-японски, позволю себе сказать «выразитель». Если допустить, что в английском есть слово, близкое по значению к «удивляющему человеку», то я сказал бы «supriser». Например, фотографов называют cameraman, потому что они используют фотоаппарат (camera). А мы используем микрофон (mike), тогда мы будем называться mikeman (смеётся) Когда говорят «вокалист», вовсе не указывают на то, что он только поет, так же и музыкант занимается не только музыкой. Все так сложно с этими категориями, поэтому я давно говорю: «Можно просто Гакт». Но мне отвечают, что так трудно понять, кто я, и можно подумать, что я насмехаюсь над собеседником. Раньше я серьезно отвечал на такой вопрос: «Я freeter*. Я свободный человек». Но сейчас бы меня совершенно неправильно поняли: «У тебя что, совсем нет воли?». Но ведь это вовсе не так (невесело улыбается)

 

Многие люди испытывают растерянность, если вы не причислите себя к какой-нибудь категории. Высказывая недовольство по поводу отсутствия свободы, они хотят направить себя в сторону несвободы. Они говорят, играй, как тебе хочется, но не получив игрушку, как можно играть? Я не знаю, в чем причина, но изначально это неправильно. Почему же так? Давайте вместе подумаем».

 

Слова Гакта звучат философски и наполнены позитивным смыслом. Но может ли быть так, что он всегда жил по этой философии, не послужило ли какое-нибудь событие или встреча толчком?

 

«В моей жизни был человек, который указал мне, как нужно жить. До 19 лет я был очень замкнутым и негативно относился к жизни. Тот человек был бизнесменом, от него я узнал, как выбор каждого мгновения определяет судьбу человека. Проще говоря, если было два варианта, он спрашивал себя, а какой из них доставит радость? Лучше жить, взяв за основу самое интересное, самое веселое, ведь так? Но жить весело не значит жить беспечно. Он спросил меня:

- Какая жизнь радостнее: твоя жизнь до сегодняшнего дня или жизнь, которую ты считаешь идеалом? Какую ты хочешь выбрать?

Тогда я ответил:

- Я хочу выбрать радостный образ жизни. Я хочу жить, взяв за основу такой образ мыслей.

- Что ж, так и сделай!

Это очень просто. Человек подумал «не смогу», в этот миг мысль стала основой его жизни, и жизнь потекла по этому руслу. И наоборот - подумал «смогу», и в тот же миг стал человеком, способным построить свою жизнь позитивно. В зависимости от того, позитивна или негативна мысль, рождающаяся в каждое мгновение, меняется жизнь человека. Поэтому самое важное – это то, что вы чувствуете, о чем вы думаете в данный миг».

 

Для Гакта встреча с этим человеком стала отправной точкой в большую жизнь. С другой стороны, вокруг того человека было много людей, кроме Гакта, но многие так и не добились успеха.

 

«Говоря о «словах», важно не то, что, услышав их, вы подумали: «Здорово». Важно то, смогли ли вы сделать их частью себя. В мире множество слов с огромным смыслом, но почему тогда так много неудачливых и несчастных людей? Не потому, что у этих людей не было шанса услышать нужные слова, просто в одно ухо влетело - из другого вылетело. Во встрече со словами важно и то, кто и в какой момент их передал. А также состояние вашей души в тот момент. Оглядываясь сейчас на то время, я могу назвать свое состояние «жаждой». Тогда я питал жгучую ненависть к себе, и слова того человека оказались свежим глотком и послужили мне стимулом. Я думаю, что встреча с ним помогла мне понять, что жизнь человека идет по его же собственному замыслу.

 

Это касается и бизнеса, и любви: если человек способен бороться по-настоящему, его жизнь становится интересной, если же он считает ее тяжелой, то в ней и не будет ничего радостного. Если на горизонте перед глазами всегда маячит препятствие, то однажды станет тяжко и невозможно преодолеть его. Но на моем горизонте есть цель, и пусть даже возникают препятствия, пусть даже я спотыкаюсь о них, добравшись до цели, я всегда смеюсь. Я всегда отчетливо вижу себя, радостного, впечатленного, совершенствующегося. Поэтому я не страдаю от тяжести и давления по пути, мне все равно, какими они будут. Я представляю себя, достигнувшим цели».

 

Творческое воображение. Гакт, представляя свой идеал, использует на полную мощность способность сразу же его созидать. Гакт испытывает опасение, что современный человек теряет эти способности. Это указывает на то, что он думает не только о себе, его взгляд простирается на глобальную широту.

 

«Меня часто спрашивают: «Что ты видишь впереди?» Но для меня конечный пункт моего пути ослепительно ярок – ничего не видно. Конечно, я вижу себя на один шаг вперед. Но где я окажусь в самом конце, каким будет это место, я не вижу – слишком ярко. То, что я видел, я уже достигаю. Всё. Видеть – значит становиться. У многих людей по пути возникают сомнения: что если я не достигну цели? – возможно, поэтому они и не достигают ее, или на это уходит много времени. Разумеется, для достижения цели и у меня иногда уходит много времени. Но во мне живет правило: то, что я смог увидеть, обязательно сбудется».

 

Если вы примете смысл, живущий в словах Гакта, и примените его в жизни, то в тот же миг окажетесь в точке его мировоззрения. И если вы сможете встретиться с самим собой, смеющимся у достигнутой цели, ваша жизнь станет прекрасней. Гакт добился успеха как музыкант, а также в качестве актера исторического сериала, и, пока Гакт остается Гактом, в какой бы форме он ни показал нам свой очередной талант как «выразитель», я думаю, свидетельством продолжения его успеха стало это «увиденное» интервью.

 

___________

 

 * Freeter (freearbeiter) - человек, работающий по свободному найму. Здесь Гакт употребляет это слово в значении, близком к freelancer («свободный художник»). Однако в современной Японии оно приобретает негативный оттенок, указывая на человека, довольствующегося случайными заработками/временной работой и ведущего бесцельную жизнь.

Сайт создан в системе uCoz